Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks
Советы Роберта Бирна

 

Примите решение до того, как наклониться над столом.

При тихих ударах располагайте кистевой упор ближе к битку, а при сильных - дальше.

При тихих ударах держите кий ближе к передней части рукоятки, а при сильных - к задней.

"Поднесите наклейку почти вплотную к битку, непосредственно к той точке, в которую вы намерены нанести удар" (J. F. B. McCleery, The McCleery Method of Billiard Playing, Containing One Hundred Elegant Engravings, Payot, Upham & Co., San Francisco, 1889).

Убедитесь в том, что ваш кистевой упор хорошо "подогнан".

Всегда держите кий как можно более горизонтально, даже при выполнении оттяжки. Исключение составляют лишь массе или перескок.

Произведите несколько разминочных движений, чтобы подобрать необходимое ускорение и скорректировать прицел.

Старайтесь выполнять разминочные движения спокойно, легко, плавно, прямолинейно, грациозно, равномерно, размеренно, уверенно и солидно, а не второпях, сгорбившись, "лениво и неуклюже" ( Arthur Peall, All About Billiards, Ward, Lock & Co., London, 1925).

He напрягайте запястье.

Произведите по крайней мере три разминочных движения, но не больше шести или восьми, за исключением особо изощренных и сложных ударов. "Не затягивайте подготовку к удару" (Daly's Billiard Book, А. С. McClurg & Co., Chicago, 1913).

При выполнении большинства разминочных движений, и в особенности заключительных, не подносите наклейку близко к битку ( Welker Cochran, Scientific Billiards, Ziff-Davis Publishing Co., Chicago, 1942).

He торопитесь при заключительном замахе, а отведя руку назад, не затягивайте паузу.

В последний момент смотрите либо на биток, либо на прицельный шар. По существу, если вы "поймали цель" и "накатали колею", можно наносить удар с закрытыми глазами, при этом мало что изменится.

При выполнении сильного удара посылайте кий вперед быстрее, чем во время разминочных маховых движений.

При ударе по битку подключайте кисть.

Наносите удар "сквозь" биток без ощущения какой-либо задержки, даже при выполнении оттяжки. "Столкновение с битком должно быть мягким" (Willie Норре, Thirty Years of Billiards, G. P. Putnam's Sons, New York, 1925).

Сопровождение битка вперед должно быть по крайней мере таким же, как при выполнении оттяжки.

Старайтесь сохранить прямолинейное направление сопровождения, не пытаясь "рулить" битком, уводя наклейку в ту или иную сторону.

При ударе по битку сохраняйте неподвижность локтя, головы и плеча. "Ударно-маховое движение совершает кисть и часть руки от локтя до запястья... Тем, кто бросается всем телом вслед за битком, лучше прекратить играть вовсе, потому что они лишены чувства мягкости удара и устойчивости тела, без чего успех невозможен" (Н. W. Collender, Modern Billiards, Trow's Printing and Bookbinding Co., New York, 1881).

Сохраняйте кистевой упор вплоть до полного завершения сопровождения битка.

Не выпускайте кий до полного завершения сопровождения битка.

С битком не следует "нянчиться". "Хороший удар нужно выполнять в нарастающем темпе крещендо, то есть ускоряя биток в процессе сопровождения... Нерешительность приводит к провалу удара" (Daly's Billiard Book, 1913).

Поскольку, как отметил двести лет назад шотландский поэт Берне, Господь не даровал нам способность наблюдать себя со стороны ("сие нам не дано", примерно так он выразился, если мне не изменяет память), пусть ваш друг критически оценит вашу стойку, хватку и ударно-маховое движение.

После промаха отойдите от стола, сохраняя спокойствие и достоинство. Удвойте свою решимость и ждите следующего шанса, не предаваясь болезненным переживаниям о неудачном ударе. "Никто не любит самоуверенных ослов" (Солженицын), но никто не любит и нытиков.

Если вы проиграли, не расстраивайтесь. Это всего лишь игра. Игра, которая волнует не меньше, чем прыжки с парашютом, но дешевле и не столь требовательна. Не объясняйте победителю, как отвратительно вы играли. Вместо этого поздравьте его с прекрасной победой, ведь он обыграл сильного соперника.

Игрок, не умеющий проигрывать достойно, представляет собой постыдное зрелище, поэтому стремитесь не столько к победе, сколько к повышению своего мастерства.

Столкнувшись с истеричным и возможно психически неуравновешенным побежденным соперником, напомните ему слова английского физика сэра Эстли Купера:"Если мы возьмем за правило играть в бильярд каждый вечер часок-другой, то будем спать гораздо крепче" (Modern Billiards, 1881).

Правила игры в пул (восьмерка)

В игре следует руководствоваться профессиональными и мировыми Правилами, а при отсутствии явных расхождений с нижеследующими дополнительными Правилами следует руководствоваться Общими правилами лузных бильярдных игр. 

1. Цель игры

Данная игра является заказной, при этом в процессе игры используется биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от 1 до 15. Один из игроков должен сначала положить шары с номерами от 1 до 7 (одноцветные), а другой - с номерами от 9 до 15 (полосатые). Побеждает тот, кто, положив шары своей группы, при правильном ударе забивает восьмерку.

2. Заказ (джентльменский заказ)

При джентльменском заказе не объявляют очевидные прицельные шары и лузы. Если партнер не уверен, по какому шару или лузе наносится удар, то он вправе спросить об этом играющего. Удары от бортов, а также комбинационные удары (т.е. удары шарами или от шаров) не считаются очевидными, и в этом случае должен заказываться как прицельный шар, так и луза. При заказе, однако, не требуется указывать такие подробности, как рикошеты, касания, карамболи и т.д. Все неправильно забитые шары остаются в лузах независимо от того, принадлежат они группе играющего или его соперника.

Начальный удар не является заказным. Если при правильном начальном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок получает право на следующий удар.

3. Расстановка шаров

Шары расстанавливают в форме треугольной пирамиды с восьмеркой в центре, при этом передний шар пирамиды располагается на задней отметке, а по углам - полосатый и одноцветный.

4. Попеременное разбиение

Победитель розыгрыша имеет право либо сам выполнить начальный удар (разбиение), либо передать его своему сопернику. При проведении индивидуальных соревнований игроки разбивают по очереди в каждой последующей партии.

5. Неправильное выполнение перескока и массе

Если встреча проводится без судьи, то признаком нарушения правил при выполнении перескока или массе (огибания) является смещение метающего прицельного шара (независимо от того, сместился ли он под воздействием руки, кия или упора).



6. Правильный начальный удар (разбиение)

Разбиение считается правильным, если играющий (с руки из дама): 1) либо забьет какой-либо прицельный шар, 2) либо доведет до борта, по меньшей мере, четыре прицельных шара. Невыполнение этих требований является нарушением, и вступающий в игру соперник имеет право: 1) либо принять сложившуюся позицию и произвести очередной удар, 2) либо после повторной расстановки шаров произвести разбиение сам или уступить его нарушителю.

7. Падение битка в лузу при разбиении

Если при разбиении падает в лузу биток, то: 1) все забитые при этом шары остаются в лузах (за исключением восьмерки, см. п. 4.9), 2) происшедшее считается нарушением и 3) стол остается открытым.

Примечание: вступающий в игру соперник, играя с руки из дома, не должен наносить удар по расположенным в доме прицельным шарам за исключением случая, когда биток возвращается в дом, ударившись о противоположный борт.

8. Прицельные шары, выскочившие за борт при разбиении

Выскакивание за борт прицельных шаров при разбиении рассматривается как нарушение, при этом вступающий в игру соперник имеет право: 1) либо принять сложившуюся на столе позицию и произвести очередной удар, 2) либо произвести удар с руки из дома.

9. Падение восьмерки при разбиении

Если при разбиении падает восьмерка, то игрок имеет право либо произвести разбиение заново, либо, выставив восьмерку, продолжить игру. Если же при разбиении помимо восьмерки падает еще и биток, то вступающий в игру соперник имеет право либо повторить разбиение, либо, выставив восьмерку, начать игру с руки из дома.

10. Открытый стол

Определение: стол считается открытым до тех пор, пока ни одним из соперников не выбрана своя группа шаров (полосатых или одноцветных). Если стол открытый, то можно наносить удар по одноцветному шару, чтобы сыграть полосатый, и наоборот.

Примечание: стол всегда открыт непосредственно после разбиения. Когда стол открыт, можно наносить удар по любому полосатому или одноцветному шару или восьмерке с целью забить заказанный полосатый или одноцветный шар. Однако если при открытом столе биток ударяет вначале по восьмерке, то ни один полосатый или одноцветный шар не засчитывается в пользу играющего. Его серия заканчивается, все забитые шары остаются в лузах, а для вступающего в игру соперника стол остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах.

11. Выбор группы шаров

Разбиение не дает права выбора полосатых или одноцветных шаров, даже если шары и той, и другой группы оказались после разбиения в лузах. После разбиения стол всегда остается открытым. Выбор группы шаров производится лишь после того, как игрок при выполнении правильного удара (после разбиения) положит заказанный шар в лузу.

12. Правильный удар

Определение: при выполнении любого удара (за исключением разбиения и игры на открытом столе) играющий должен вначале попасть по шару своей группы, а затем: 1) либо положить в лузу прицельный шар, 2) либо довести до борта биток или какой-либо из прицельных шаров.

Примечание: до соударения с прицельным шаром биток может предварительно удариться о борт, однако после этого либо должен упасть в лузу прицельный шар, либо биток или какой-либо из прицельных шаров должны дойти до борта. Невыполнение этих требований является нарушением.

13. Отыгрыш

Из тактических соображений игрок может принять решение забить очевидный прицельный шар и вместе с тем прервать свою серию у стола, объявив заранее отыгрыш. Отыгрыш считается правильным ударом. Если игрок хочет отыграться, забив очевидный прицельный шар, то он должен до удара объявить об отыгрыше своему сопернику. Если же этого не сделано, то игрок обязан произвести следующий удар. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах.

14. Ход игры

Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается при правильном ударе забивать шары своей группы. Положив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.

15. Наказание за нарушение

Вступающий в игру партнер играет с руки.

Это означает, что он может расположить биток в любом месте стола (за исключением начального удара, когда биток вводится в игру из дама). Данное правило удерживает игроков от совершения умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара (правильного или неправильного). (См. также п. 3.3 9.)

16. Комбинационные удары (удары от шаров или шарами)

Комбинационные удары допускаются, однако восьмерку нельзя использовать в качестве первого шара в комбинации за исключением случая, когда стол остается открытым.

17. Неправильно сыгранные шары

Прицельный шар считается неправильно сыгранным, если: 1) при выполнении удара нарушены Правила, 2) либо не сыгран заказанный шар, 3) либо до удара объявлен отыгрыш. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах.

18. Выскакивание за борт прицельных шаров

Выскакивание за борт какого-либо прицельного шара является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Если же за борт вылетает восьмерка, то партия считается проигранной. Все выскочившие прицельные шары выставляются согласно Общим правилам.

19. Игра по восьмерке

Если при игре по восьмерке произошло падение битка в лузу или совершено нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или выскакиванием за борт восьмерки, то поражение не засчитывается. Вступающий в игру соперник играет с руки.

20. Зачтение поражения

Игроку засчитывается поражение в следующих случаях:

1. Игрок забивает восьмерку с нарушением Правил. (Исключение: см. п. 4.9. "Падение восьмерки при разбиении".)

2. Игрок забивает восьмерку одновременно с последним шаром его группы.

3. Во время игры восьмерка выскакивает за борт.

4. Восьмерка падает не в заказанную лузу.

5. Игрок забивает восьмерку до того, как сыграны все шары его группы. 

Примечание: все нарушения должны быть зафиксированы до нанесения следующего удара, в противном случае считается, что никакого нарушения не произошло.

21. Патовая игра

Если каждый из игроков три раза подряд (итого б раз) по очереди нарушает Правила, не стремясь (по мнению судьи) к победе в партии, так как это может привести к неминуемому поражению, то игра считается патовой. После этого шары расставляют заново и партия переигрывается, при этом право первого удара сохраняется за игроком, производившим разбиение, в патовой игре.

Примечание: за три нарушения подряд, совершенные одним из игроков, поражение не засчитывается.

Правила игры в пул (девятка)

В игре следует руководствоваться профессиональными и мировыми Правилами, а при отсутствии явных расхождений с нижеследующими дополнительными Правилами следует руководствоваться Общими правилами лузных бильярдных игр.

1. Цель игры

Девятка играется битком и девятью прицельными шарами с номерами от единицы до девяти. При любом ударе биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, однако шары не обязательно забивать по порядку номеров. Если при правильном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок остается у стола и продолжает игру до тех пор, пока не совершит промах, нарушит правила или одержит победу, положив в лузу девятку. Вступая в игру после промаха, партнер принимает сложившуюся на столе позицию, однако после совершения его соперником какого-либо нарушения Правил он имеет право играть с руки, установив биток в любом месте стола. Объявлять заказ не требуется. Матч заканчивается после того, как один из игроков выиграет заданное число партий.

2. Расстановка шаров

Прицельные шары расставляют в форме ромба, при этом единица располагается в вершине ромба, на задней отметке, девятка - в центре, а остальные шары в произвольном порядке вплотную друг к другу Начальный удар производится с руки из дома. 

3. Правильный начальный удар

Начальный удар подчиняется тем же Правилам, что и любой другой удар. Отличие, однако, состоит в следующем:

а) игрок должен попасть по единице и при этом либо забить в лузу какой-либо прицельный шар, либо довести до борта, по крайней мере, четыре прицельных шара;

б) если биток упал в лузу или выскочил за борт, а также если не выполнены требования к начальному удару, то это является нарушением Правил, при этом вступающий в игру соперник имеет право играть с руки с любого места стола;

в) если при выполнении начального удара за борт выскакивает прицельный шар, то это также является нарушением, и вступающий в игру соперник играет с руки с любого места стола. Прицельный шар при этом не выставляется. (Исключение: если за борт выскакивает девятка, то она выставляется).

4. Продолжение игры

При выполнении удара, непосредственно следующего за начальным, игрок имеет право на пуш-аут (см. п. 5.5.). Если игрок при выполнении правильного начального удара положила лузу хотя бы один прицельный шар, то он продолжает игру до промаха, нарушения или победы в партии. Если игрок промахивается или совершает нарушение, то вступающий в игру соперник начинает свою серию и, в свою очередь, продолжает игру до промаха, нарушения или победы. Игра заканчивается, если при правильном ударе забита девятка или если одному из игроков засчитывается поражение за серьезное нарушение Правил.

5. Пуш-аут

Игрок, выполняющий удар непосредственно после правильного начального удара, имеет право сыграть пуш-аут, суть которого состоит в том, чтобы переместить биток в более выгодное положение с точки зрения дальнейшего развития партии. При выполнении пуш-аута биток не обязательно должен коснуться какого-либо шара или дойти до борта, однако все остальные Правила действуют. Игрок должен объявить о своем намерении сыграть пуш-аут до удара, в противном случае удар рассматривается как обычный. Любой шар, забитый при пуш-ауте не засчитывается и остается в лузе за исключением девятки. После правильного пуш-аута вступающий в игру соперник имеет право либо принять позицию и произвести удар по битку, либо уступить удар игроку, сыгравшему пуш-аут. Если при выполнении пуш-аута нарушены лишь правила 5.7 и 5.8, то он считается правильным. Неправильно выполненный пуш-аут штрафуется в соответствии с характером совершенного нарушения. Если при выполнении начального удара биток упал в лузу, то вступающий в игру соперник не имеет права на пуш-аут.

6. Нарушения

Если игрок совершает нарушение, то его серия у стола заканчивается, а все неправильно забитые шары остаются в лузах (за исключением девятки, которая выставляется). Вступающий в игру соперник получает право на удар с руки, при этом он может располагать биток в любом месте стола. Несколько нарушений, совершенных при выполнении одного удара, рассматриваются как одно нарушение.

7. Неправильное касание

Удар считается неправильным, если первое касание битка произошло с шаром, номер которого не является наименьшим на столе.

8. Недоведение до борта

Удар считается неправильным, если ни один из прицельных шаров не забит в лузу, а после касания прицельного шара ни биток, ни какой-либо из прицельных шаров не доведен до борта.

9. Удар с руки

При выполнении удара с руки игрок может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола, но не вплотную к прицельному шару. Он может изменить положение битка до нанесения удара.

10. Выскочившие прицельные шары

Незабитый шар считается выскочившим, если он остановился где угодно, но не на игровой поверхности стола. Выскакивание за борт прицельного шара считается нарушением. Выскочившие прицельные шары не выставляются (за исключением девятки) и игра продолжается.

11. Нарушение при выполнении перескока и массе

Если встреча проводится без судьи, то признаком нарушения Правил при выполнении перескока или массе (огибания) является смещение мешающего прицельного шара (независимо от того, смещается ли он под действием руки, кия или упора). 

12. Три нарушения подряд

Если игрок нарушает Правила три раза подряд при выполнении трех последовательных ударов (без промежуточных правильных ударов), то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим нарушением должно последовать предупреждение.

Серия начинается с момента получения игроком права на совершение удара и заканчивается вместе с ударом, при выполнении которого он либо промахивается по лузе, либо нарушает Правила, либо одерживает победу, а также если игрок нарушает Правила в перерыве между ударами.

13. Завершение партии

Партия начинается после того, как биток при выполнении начального удара пересекает переднюю линию. При этом необходимо попасть по единице. Партия завершается после того, как в результате правильного удара забита девятка, а также если одному из игроков засчитано поражение

Правила игры в русскую пирамиду

При игре в русскую пирамиду (71 очко) следует руководствоваться Общими правилами, а также нижеследующими правилами. 

1. Цель игры

Первым набрать 71 очко (или более). 

2. Используемые шары

Биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от 1 до 15. Биток номера не имеет и должен отличаться от прицельных шаров по цвету или особой разметкой. 

3. Расстановка шаров

Прицельные шары расставляются в форме треугольной пирамиды, при этом передний шар должен располагаться на задней отметке (третьей точке), а основание пирамиды параллельно заднему борту. Шары устанавливаются вплотную друг к другу в следующем порядке их номеров: 1-й ряд - 4; 2-й ряд -- 5,6; 3-й ряд - 7,15,8; 4-й ряд - 9,14,13,10; 5-й ряд - 2,1,12,11,3. 

4. Ведение счета

За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается число очков, равное его номеру, а за сыгранную единицу (туза) - 11 очков, таким образом, общая сумма очков- 130. К последнему оставшемуся на столе прицельному шару, вне зависимости от его номера, прибавляется 10 очков, в этом случае общая сумма очков равна 140. 

5. Начальный удар (с руки из дома)

Начальный удар (с руки из дома) производится в соответствии с требованиями п. 2.1.5. Общих правил игры. 

Выполняя этот удар, запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта. При правильном ударе засчитываются шары, сыгранные в противоположные дому угловые лузы, а также упавшие в результате этого удара другие лузы, вне зависимости от времени их падения по отношению к падению заказанного шара. 

6. Заказ

Перед выполнением удара игрок должен заранее объявить конкретный прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть. Заказ адресуется судье и должен быть четким и ясным. До удара заказ может быть изменен и объявлен заново. Изменение заказа в процессе удара не допускается. 

При правильном сыгрывании заказанного шара все шары, упавшие в лузы вследствие произведенного удара, засчитываются вне зависимости от времени их падения по отношению к падению заказанного шара. 

7. Выставление шаров

Все неправильно забитые, незаказанные и выскочившие прицельные шары выставляются на заднюю отметку (третью точку). Если выставляется несколько прицельных шаров, то они располагаются в порядке возрастания номеров вплотную друг к другу на продольной линии со стороны заднего борта как можно ближе, но не вплотную к мешающему шару в сторону заднего борта, а если эта линия занята, то в сторону центральной отметки. 

Все прицельные шары выставляются номерами вверх. 

8. Штрафы

За каждое нарушение правил (см. п. 2.1.22) с текущего счета игрока списывается 5 очков, а к текущему счету соперника прибавляется 5 очков. 

9. Игра при счете 70:70

Если каждый из игроков набирает по 70 очков, то последний забитый прицельный шар выставляется на заднюю отметку. Право последующего удара определяется розыгрышем, после чего игра продолжается с руки из дама и ведется до забитого шара или штрафа.

Удар по битку

Должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом штрафуется.

Розыгрыш начального удара

Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, направляя свои битки к заднему борту. Побеждает игрок, чей шар, отразившись от него, останавливается ближе к переднему.

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одинаковом расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.

В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.

Расстановка шаров

Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Начальный удар ("С руки и из дома")

При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома.

Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия. При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются. Удар с руки производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: (биток упал в лузу или выскочил за борт ("Русская пирамида", "Московская"), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.

Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

Сыгранные шары

Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.

Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре. Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

Выскочившие шары

Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т. д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т. п.), самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т. п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.

Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры. при этом штраф не налагается, а правильно забитые шары засчитываются.

Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, а забитые шары не засчитываются. При игре в "Американку" биток выставляется на общих основаниях. При игре в "Московскую" и "Русскую пирамиду" вступающий в игру соперник производит удар битком с руки из дома.

Выставление шаров

Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Все выставленные шары считаются прицельными.

Положение шара

Оно определяется положением шара центра. Шар, стоящий в точности на линии дома, считается расположенным вне дома.

Начало и завершение удара

Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

Удар по близкостоящему

прицельному шару (не более 1/2 радиуса шара), а также рас положенному вплотную к битку должен выполняться на резке под углом 45° и более в сторону от линии центров либо таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте, откатился назад или ушел в сторону, не пересекая линии штрафной зоны. За выполнение неправильного удара игрок штрафуется.

Вступление в игру соперника

Соперник вступает в игру после того, как в результате предыдущего удара не был сыгран ни один шар либо имело место нарушение правил.

Штрафы

Штрафы налагаются в следующих случаях:

• если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;

• если после удара биток выскочил за борт;

• если произведен очередной удар до завершения предыдущего удара;

• если при выполнении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;

• при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара кием, машинкой, рукой, одеждой и т. п.;

• за выполнение неправильного удара по битку;

• при неправильном ударе по близкостоящему прицельному шару;

• за выполнение удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;

• при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;

• за выполнение удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;

• если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо находящийся в доме прицельный шар;

• при нанесении удара не битком ("Русская пирамида" и "Московская");

• при падении битка в лузу ("Русская пирамида");

• при неправильном отыгрыше ("Американка");

• если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стороны длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;

• при вмешательстве в игру соперника.

Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений правил, то штраф взимается в одинарном размере.

Шары, забитые с нарушениями правил, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Зависшие шары

Если шар, зависший над лузой в положении неустойчивого равновесия, остается неподвижным в течение пяти секунд и более после завершения удара, а затем падает в лузу, то судья восстанавливает его на прежнее место и игра продолжается. Так же поступают и в том случае, если зависший шар падает в лузу после явного толчка или сотрясения бильярдного стола.

Если же зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд после завершения удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара и игра продолжается на общих основаниях.

Если игрок производит удар битком по зависшему прицельному шару, а последний до соударения падает в лузу, то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается.

"Глухая" позиция

Если шары сгруппировались возле одной из луз и при этом луза оказалась блокированной, а также в иных случаях, когда после продолжительной серии отыгрышей позиция на столе принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры, то судья, после предупреждения игроков, имеет право расставить оставшиеся на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается с руки из дома.

Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение в результате вмешательства какого-либо постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не полагается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств: порыв ветра, падение осветительного прибора, авария и т. п.

Если посторонний вмешивается в игру умышленно, то игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований.

Вмешательство соперника

Если соперник играющего коснется, сместит или остановит какой-либо шар, то он штрафуется, позиция восстанавливается судьей и игра продолжается. Если при этом соперник задержит играемый шар, движущийся в сторону лузы, то шар считается сыгранным, и играющий производит последующий удар.

Вмешательством считаются также любые действия соперника, направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех при выполнении удара.

Если же соперник вмешивается в игру умышленно, то судья действует согласно разделу "Неспортивное поведение".

Умышленное затягивание игры

Если играющий, по мнению судьи, умышленно затягивает игру, то судья после предупреждения имеет право ввести одноминутное временное ограничение на подготовку и выполнение удара.

scroll back to top